Задержка речевого развития: американский взгляд на проблему - fil-grand.ru

Блог про здоровый образ жизни

Советы врачей для каждого

Задержка речевого развития: американский взгляд на проблему

Каждый родитель с нетерпением ждёт момента, когда малыш скажет первое слово. Бывает и так, что родители с тревогой замечают, что речь у ребёнка не развивается. Малыш молчит, а его сверстники говорят уже фразами.
Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. Существует ряд определённых признаков, по которым можно точно определить, нужно ли беспокоиться или это страхи родителей.

Задержка речевого развития: американский взгляд на проблему

Овладение речью — индивидуальный процесс, который зависит от множества разных факторов. Здесь играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Если развитие коммуникационных навыков не произойдет в срок (как правило, до трех лет), это может быть сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. В этом случае требуется квалифицированная помощь врачей.
Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями. Вторичные возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т.д.
Дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы.

Чтобы родители могли четко понимать, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов (приводим фрагменты из статьи). При появлении этих признаков родителям стоит не откладывая обратиться к специалистам.
Возраст // Понимание речи // Собственная речь
1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет, не общается жестами.
1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию предметы и людей. По норме к этому времени ребенок должен уметь различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.
1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как "подними ручку", "улыбнись". // Ребенок не использует обращения "мама", "папа" и/или другие имена.
2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.
2,5 года // Ребенок не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания "существительное + глагол".
3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию ("возьми мячик, а теперь дашь его мне?") // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия).
В любом возрасте:
Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.

Ранняя диагностика речевых нарушений

Американские специалисты предупреждают о важности ранней диагностики речевых нарушений и своевременном начале их коррекции. Многие врачи придерживаются мнения, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить. Однако такая позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Проведенные исследования доказывают, что дети активно усваивают язык задолго до того, как произнесут своё первое слово.
Об этом также свидетельствуют данные исследований, проведённых Радиологическим Обществом Северной Америки (RSNA). Согласно им, у детей с задержкой речевого развития восприятие речи осуществляется правым полушарием, а не левым, как это происходит обычно.

Ученые Радиологического Общества первыми в мире использовали функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с задержкой речевого развития. Они провели ф-МРТ 17 детям с ненормально задержанным речевым развитием и 35 детям того же возраста с нормальной речью, чтобы сопоставить модели работы головного мозга в этих группах. Для изучения реакции мозга на воспринимаемую речь, ф-МРТ проводилось во время прослушивания детьми аудиозаписей с голосами их матерей. Средний возраст детей в обоих группах составил 4,5 года.
Результаты исследования показали, что у детей с выраженной ЗРР выше уровень активности правого полушария головного мозга по сравнению со здоровыми детьми, у которых при восприятии речи работает левое полушарие. Было также установлено, что у детей с ЗРР от 4 лет и старше мозговая активность несколько ниже, чем у детей из контрольной группы. Это говорит об отставании в развитии понимания речи у таких детей. Полученные данные еще раз доказывают важность раннего начала коррекционной работы, поскольку понимание обращённой речи формируется у детей до того, как они начнут произносить первые слова.

Рекомендации по развитию речи, которые дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей:
— Разговаривайте с ребёнком с момента его рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
— Отвечайте на "гуление" и лепет своего ребёнка.
— Играйте с ним в простые игры типа "Ладушек".
— Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (вам покажется это долгим, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину).
— Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня.
— Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка.
— Читайте ребенку книги вслух. Подберите книги, подходящие ему по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки.
— Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами.
— Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете.
— Планируйте и совершайте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки.
— Рассматривайте с ребенком семейные фотографии и обсуждайте их.
— Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь.
— Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
— Не исправляйте грамматические ошибки — просто покажите правильную модель.
— Играйте с ребёнком один на один. Обсуждайте игры и используемые игрушки.
— В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете.
— Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью.

Причины задержки речевого развития у ребенка

— Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга
— Наследственные факторы
— Расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы
— Врожденные аномалии строения головного мозга
— Выраженный гидроцефальный синдром
— Педагогическая запущенность
— Нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).
В ряде случаев причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже.

Чем раньше будет обследован ребенок и выявлена причина, тем лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

Источники и литература по теме материала

По разделам медицины

  • Педиатрия

По категориям международного классификатора болезней МКБ-10

  • Задержка психоречевого развития Клинические протоколы МЗ РК — 2015
  • Второй этап "Реабилитация II А". Профиль "Неврология и нейрохирургия" (дети) Клинические протоколы МЗ РК — 2018
  • Второй этап "Реабилитация II Б". Профиль "Неврология и нейрохирургия" (дети) Клинические протоколы МЗ РК — 2018
  • Повторная реабилитация. Профиль "Неврология и нейрохирургия" (дети) Клинические протоколы МЗ РК — 2018
  • Поддерживающая реабилитация. Профиль "Неврология и нейрохирургия" (дети) Клинические протоколы МЗ РК — 2018
  • Третий этап "Амбулаторная реабилитация II". Профиль "Неврология и нейрохирургия" (дети) Клинические протоколы МЗ РК — 2018

Источник

Благодарим за внимание к данной публикации и нашему сайту.

Добавить комментарий